Грузовики ЛуАЗ: Родом с Волыни

В 2012 году исполняется сорок пять лет Луцкому автомобильному заводу. Его же грузопассажирские внедорожники, которые были прозванный «Волынянками», они уже широко известны. Но не все, кстати, знают, что на базе этих авто создавались также гораздо лучше и интереснее грузовые автомобиле. К сожалению, большинство из таких так и не пошло в серию. Приказом данного Минавтопрома, созданным 11 декабря 1967 года Луцкий машиностроительный завод (прозванный также ЛуМЗ) был переименован просто в Луцкий автомобильный. Речь же шла не только о его названии, но и об всех изменениях профиля предприятия, а также о его реконструкции. Раньше здесь выпускались простые автолавки, ремонтные мастерские, рефрижераторы и многое другое. А теперь уже производству предстояло взяться за производство по совершенно полному циклу легких из всех автомобилей при повышенной проходимости. Еще в самой второй половине 50-х годов прошлого века в так называемом Научном автомоторном институте (сокращенно НАМИ) работали над относительно легким и плавающим авто для армии – это так называемым транспортером от переднего края, сокращенное название «ТПК». Потом его уже дорабатывали до конца на «ЗАЗе». Благо то, что в этом автомобиле использовались двигатель и всевозможные другие агрегаты от «Запорожца». Прототип был готов уже тогда, в 1962 г. Параллельно же с ним разрабатывалась и гражданская, далеко не плавающая версия – она была создана «для сельских тружеников, охотников и рыбаков». 
Серийный выпуск двух автомобилей поручили такому новичку – Луцкому автозаводу. Первые же гражданские машины – это грузопассажирские ЗАЗ-969В были постепенно освоены в производстве, еще в конце 1966 годов. А уже в феврале 1967 года был пущен первый сборочный конвейер. Допускалось, что сами луцкие вездеходы будут иметь полный привод. Но почему-то, освоение выпуска ведущего заднего моста немного задержалось. Так что ЛуАЗ-969В, по самой чистой случайности, стал одним из первых советских переднеприводных автомобилей. И лишь в 1971 году появляется самая промышленная серия автомобилей с такой колесной формулой, как 4х4 – это и есть ЛуАЗ-969. Все эти автомобили обладали особой, отменной проходимостью. Они, кстати, имели довольно малую снаряженную массу (только всего-лишь 950 килограмм), а самый значительный клиренс (280 миллиметров) и конечно же пятую, самую понижающую передачу в трансмиссии. Однако же, как показала сама жизнь, мотора от «Запорожца» в 30 лошадиных сил было для них относительно маловато. И вот уже в 1975 г. в их серию пошел ЛуАЗ-969А с двигателем в 40 лошадиных сил ( это составляет 1197 см3), а в 1978 – это был уже модернизированный ЛуАЗ-969М с отличным новым дизайном своего передка. В 199 был сделан уже следующий важный шаг. Вместо так называемого «воздушника» от автомобиля «Запорожца» его луцкая машина получила такой двигатель жидкостного охлаждения от завода и машины «Таврии» – мощностью в 52 лошадиные силы и рабочим объемом в 1091 см3. Автомобилю же позже присвоили обозначение, как ЛуАЗ-1302. Именно такая грузопассажирская модель стала определенной базой для ряда интересных луцких грузовиков. В 1992 году на заводе начался выпуск полноприводного бортового автомобиля, как ЛуАЗ-13021. Полезная же его нагрузка составляла только 550 килограмм: два человека плюс 400 килограмм. По сравнению с грузопассажирским собратом колесная база была значительно увеличена на полметра – до 2,3 миллиметра. Появилась крепкая рама с лонжеронами при открытом сечении. Торсионы на всех обоих мостах стали гораздо жестче, а рычаг при задней подвески был довольно усилен. Грузовая платформа его имела откидные металлические борта. А у кабины водителя был хороший брезентовый верх, потом сразу позади нее устанавливать трубчатый каркас при безопасности. Имелась версия и такая версия с жестким верхом. Двигатель все тот же, что и на самой грузопассажирской модели, – а сам его МеМЗ-245.20 мощностью в 51 лошадиных сил. Полная масса самого грузовика составляет 1600 кг, а его максимальная скорость – 90 км/ч. Позже, на его Международном автосалоне SIA’2001 в Киеве был показан довольно опытный грузовик с названием ЛуАЗ-23021 и мотором ВАЗ. Двигатель же с рабочим объемом в 1452 см кубических, который развивал 71,6 лошадиных сил. Коробку же передач заимствовали от автомобиля «Москвича», а самую главную передачу изготовил завод в Львове и гидромеханических трансмиссий. Привод осуществлялся же только на переднюю ось. Клиренс уменьшили с 280 до 200 миллиметров. Полезная нагрузка составляла порядка 600 килограмм. Скорость же достигала около 110 км/ч, средний расход бензина был где-то – 8,4 литра на 100 километров. В 1996 году завод уже был преобразован из гос. предприятия в полнее открытое акционерное общество – под названием ОАО «ЛуАЗ». Интересно же, что именно луцкими автомобилями заинтересовались россияне. Их сборку, в том же числе и грузовиков под названием ЛуАЗ-13021, производила в 1998–2000 годах подмосковная фирма с названием «Валетта». Из Украины туда поступало 85 процентов всех комплектующих, однако из-за неритмичности всех данных поставок машин выпускали вполне немного – только несколько десятков в год. Кризис в 1998 затронул и больно ударил по Луцкому автозаводу. Производство всей их продукции довольно резко упало. Предприятие начало сразу активно искать всех инвесторов.

По материалам сайта: автобазар Житомир